Администрация муниципального района "Козельский район"
(исполнительно-распорядительный орган)

Прокуратура Козельского района информирует

За период 2024 года на территории Козельского района Калужской области зарегистрировано более 100 преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Большую часть из них составляют мошенничества
Прокуратура Козельского района информирует.

За период 2024 года на территории Козельского района Калужской области зарегистрировано более 100 преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Большую часть из них составляют мошенничества.

С каждым годом мошенники пытаются найти новые и более изощренные способы совершения подобных преступлений.

На сегодняшний день к наиболее распространённым способам дистанционного мошенничества можно отнести следующие:

1)    Звонки и сообщения гражданам от имени сотрудников банков:
Злоумышленники, с помощью телефонного звонка или сообщения через службы обмена сообщениями (к примеру, WhatsApp, Telegram и т.п.) представляются сотрудниками банковской (кредитной, финансовой) организации, либо сотрудниками Росфинмониторинга или Центрального Банка Российской Федерации. В ходе телефонного разговора последние просят сообщить доверчивых граждан данные их банковских карт (PIN/CVV-коды и т.п.) для предотвращения якобы списания денежных средств или несанкционированного оформления кредита.

Используя эти сведения, мошенники получают удаленный доступ к личному кабинету клиента банка и переводят деньги без ведома собственника. При этом, преступники могут использовать программы подмены телефонных номеров, в связи с чем номер входящего звонка определяется у клиента как номер банка. Зачастую введенные в заблуждение граждане сами переводят денежные средства на счета, указанные мошенниками.

Запомните, представители банков и иных финансовых организаций, никогда не просят предоставить каких-либо паролей, кодов и иной персональной информации.

2)    С использованием для прикрытия торговых сервисов «Avito», «Юла» и прочих:
Используя данные, размещенные на указанных торговых площадках, мошенник пишет потенциальной жертве в «Avito» о своих намерениях приобрести товар, предлагает продолжить беседу в мессенджере «WhatsApp» (или других мессенджерах). Далее, в ходе диалога мошенник предлагает перейти по ссылке, где необходимо ввести данные банковской карты, ее баланс, якобы для зачисления денежных средств за товар. После того как потерпевший указывает данные банковской карты его денежные средства перечисляются на банковский счет мошенника. Кроме того, распространены случаи, когда злоумышленник после получения денежные средств удаляет все своим данные с торговой площадки, блокирует свои аккаунты/номера и не направляет товар приобретателю. Также имеют место быть случаи, при которых покупателю предлагают провести оплату не через саму торговую площадку, которая является гарантом безопасности сделки, а по номеру телефона или банковской карты, мотивируя изложенное якобы большим удобством и возможностью не платить дополнительную комиссию торговому сервису.

Запомните, при осуществлении покупок через торговые площадки всегда избирайте безопасные способы оплаты, предлагаемые сервисом, для сохранения возможности последующей отмены сделки и возврата денежных средств.

3)    Звонки и сообщения гражданам от имени представителей компаний телефонной связи, таких как МТС, Билайн, Мегафон и т.п.:
В представленном случае злоумышленники представляются представителями компаний-операторов сотовой связи и указывают, что истекает срок договора оказания услуг мобильной связи, который необходимо продлить, либо же предлагают подключить новый более выгодный тариф. В случае согласия потенциальной жертвы, мошенники просят продиктовать пароль, который должен поступить доверчивому лицу через СМС-сообщение. Указанным паролем является код доступа к порталу «Госуслуги».

После того, как лицо продиктовало указанный код, мошенники заходят в указанный сервис от имени потерпевшего, параллельно меняя пароль и блокируя доступ к нему законного владельца. Затем переходят на сайт банковских и микрофинансовых организаций, используя полученный профиль для подтверждения личности, оформляют займы и кредиты, после чего полученные денежные средства переводят на подконтрольные им счета.

Запомните, сотрудникам операторов сотовой связи не требуются никакие коды и пароли для оказания их профильных услуг.

4)    Использование дополнительного программного обеспечения.
В подобных ситуациях лицу приходит сообщение как от имени компаний и государственных организаций, так и простых незнакомых номеров поступает ссылка, перейдя по которой на мобильное устройство потерпевшего лица скачивается и устанавливается приложение, позволяющее мошенникам получать удаленный доступ к управлению устройством. В результате изложенного злоумышленники могут оформить от имени ничего не подозревающей жертвы займ или кредит на его имя, а также завладеть иными личными данными, хранящимися на мобильном телефоне.

Запомните, никогда не переходите по подозрительным ссылкам, полученных от незнакомых Вам людей.

5)    Взлом или имитация профилей пользователей, знакомых потенциальной жертве:
В подобных случаях мошенники либо получают доступ к персональному профилю человека в его мессенджерах, социальных сетях и т.п., после чего с него осуществляют переписку с лицами, имеющимися в списке контактов, где указывают, что попали в беду и просят предоставить им денежные средства. Кроме того, злоумышленники могут создать полностью идентичный профиль в социальной сети или приложение для обмена сообщениями, таких как WhatsApp или Telegram, и написать с него Вам.

Запомните, при получении подобного рода сообщений от знакомых Вам лиц, не спешите осуществлять какие-либо действия. Прежде удостоверьтесь, что с Вами осуществляет переписку действительно указанный человек, а не мошенники.

Уважаемые граждане, будьте бдительны! Руководствуйтесь предложенными рекомендациями. Если Вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обращайтесь в полицию.

Помощник прокурора Козельского района
юрист 3 класса
Борзенков П.Е.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике