Как показывает практика, очень часто граждане, общаясь по телефону, а также в сети Интернет, с ранее неизвестными им лицами, добровольно переводят свои денежные средства в сумме до нескольких миллионов рублей мошенникам, которые действуя под различными предлогами звонят и настойчиво предлагают перевести денежные средства на «безопасные» счета для «защиты от мошенников», либо использовать денежные средства для совершения спекулятивных сделок на рынке криптовалюты с целью получения большой прибыли, и т.д.
Основные схемы телефонного мошенничества:
Обман по телефону.
Мошенник звонит с незнакомого номера и представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками правоохранительных органов и обвиняется в совершении того или иного преступления. Далее в разговор вступает якобы сотрудник правоохранительных органов, который уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует перевести на определенный расчетный счет или передать какому-либо человеку.
Как поступить в такой ситуации? Прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь. Если телефон отключен, нужно связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации.
SMS-просьба о помощи.
SMS-сообщения позволяют упростить схему обмана по телефону. Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.
Выигрыш в лотерее или какого-либо приза.
В связи с проведением всевозможных рекламных акций, лотерей и розыгрышей, особенно с участием радиостанций, мошенники часто используют это для своей деятельности и обмана людей. На Ваш мобильный телефон, как правило, в ночное время — приходит SMS- сообщения, в котором говорится о том, что в результате проведенной лотереи Вы выиграли автомобиль. Для уточнения всех деталей Вас просят посетить определенный сайт и ознакомиться с условиями акции, либо позвонить по одному из вышеуказанных телефонных номеров. Во время разговора мошенники сообщают о том, что надо выполнить необходимые формальности: оплатить госпошлину и оформить необходимые документы. Для этого необходимо перечислить на счет своего мобильного денежную сумму, а затем набрать определенную комбинацию цифр и символов, якобы для проверки и получения «кода регистрации». Комбинация цифр и символов, которую Вы набираете, на самом деле является кодом, благодаря которому, злоумышленники получают доступ к перечисленным средствам. Как только код набран, счет обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении.
Простой код от оператора связи.
Поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
Как поступить в такой ситуации? Перезвонить своему мобильному оператору для уточнения условий, а также узнать, какая сумма спишется с вашего счета при отправке SMS или звонке на указанный номер, затем сообщите о пришедшей на Ваш телефон информации. Оператор определит того, кто отправляет эти SMS и заблокирует его аккаунт.
Ошибочный перевод средств.
Абоненту поступает SMS — сообщение о поступлении средств на его счет с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги, при этом просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности, деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства.
Как поступить в такой ситуации? Если Вас просят перевести, якобы ошибочно переведенную сумму, напомните, что для этого используется чек. Отговорка, что «чек потерян», скорее всего, свидетельствует о том, что с Вами общается мошенник.
Мошенничества с банковскими картами
Банковская карта — это инструмент для совершения платежей и доступа к наличным средствам на счёте, не требующий для этого присутствия в банке. Но простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников.
Вам приходит сообщение о том, что Ваша банковская карта заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда Вы звоните по указанному телефону, то Вам сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации. Злоумышленникам нужен лишь номер Вашей карты и ПИН-код, как только Вы их сообщите, деньги будут сняты с Вашего счета. Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать Ваш ПИН-код! Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, Вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а Ваша карта продолжает обслуживаться банкоматом.
Если Вы утратили карту немедленно ее блокируйте.
При проведении операций с картой пользуйтесь только теми банкоматами, которые расположены в безопасных местах и оборудованы системой видеонаблюдения и охраной.
В качестве способов защиты от такого рода мошенничеств следует рассматривать:
- незамедлительное прекращение общения с такими лицами, вне зависимости от того, кем они представляются – «сотрудниками банка», «сотрудниками полиции», «сотрудниками ФСБ», «сотрудниками Интернет-проекта» и т.д.;
- незамедлительное обращение в органы внутренних дел по телефонам 102, 112;
- блокирование номеров телефонов звонивших посторонних лиц на своем телефоне, смартфоне с целью предотвращения повторных звонков злоумышленников и поступления от них сообщений;
- при малейшем подозрении на перевод денежных средств с ваших счетов, незамедлительное блокирование банковских карт, счетов через приложение банка, а также путем обращения в банк лично или по телефону, указанному на сайте банка;
- при любом общении с посторонними лицами, кем бы они не представлялись, нельзя передавать им какие-либо сведения о себе, о своих счетах, пароли от входа в личный кабинет банка, в личный кабинет госуслуг, личный кабинет налогоплательщика, коды и пароли, поступающие вам в СМС, иных электронных сообщениях и т.д.;
- после окончания беседы всегда следует вспоминать какие данные вы сообщили постороннему о себе из вышеуказанных. Если это все-таки произошло, следует принять меры к незамедлительному блокированию ваших личных электронных кабинетов и обращению в полицию.
Следует проверять полномочия и личность звонящих вам путем звонка в правоохранительные органы, банки по телефонам, указанным на их официальных сайтах.
При наличии затруднений с дальнейшими действиями, в случае настойчивых звонков посторонних, рекомендуется, особенно для пожилых граждан, посоветоваться с ближайшими родственниками, сообщить им о возникновении такой проблемы.
ПОМНИТЕ: любое промедление с обращением в правоохранительные органы позволит мошенникам вывести Ваши денежные средства на другие счета и похитить их.
Помощник прокурора
В.А. Потапова